Назад

Десятая глава  

(видение князя Михаила, как мужа в льняной одежде)

         1       В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.

         Персидский царь Кир вышел на мировую арену сразу после Вавилонского царя Валтасара. Принимая это во внимание более логичным читать эту главу после восьмой.

         2       В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.

         3       Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.

         4       А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,

         Так уж устроил Господь Бог, что если человек во всем старается ублажить свою плоть, то постепенно он теряет разум и духовную восприимчивость. Аскетический же образ жизни производит противоположные эффекты. Истинный аскетизм требует от христианина строгого соблюдения Божьих заповедей, которые предписывают волевое ограничение  деятельности чувств тела, высвобождающиеся при этом силы души идут на пробуждение ее чувств. Если у кого не хватает смелости отказаться от телесной чувственной деятельности, тот не сможет пробудить чувства своей души и присоединиться ко Христу, Который говорил: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» [Мк.8:34]. Господь наш Иисус Христос Своим примером показал нам как следует жить, чтобы войти в число Его святых. Зачем придумывать что-то новое?

         Заметьте, что пророк Даниил не отказывался совершенно от пищи, но только исключил из своего рациона ту, которая была приятной для вкуса. Кроме того, он ограничил и другие ублажающие тело процедуры.

         Зачем он все это делал?

         Дело в том, что для получения любых ощущений, будь то ощущения телесных органов чувств или душевных, душа затрачивает определенную энергию. Телесная чувственная деятельность требует очень много душевной энергии. Именно поэтому потакание телесным страстям способно настолько истощить силы души, что она оказывается не в силах сопротивляться вмешательству бесов, которое проявляется в различных болезнях и потоках неконтролируемых помыслов, внушаемых ими. Однако разумное регулирование активности чувственной тела, например, исполнение Божьих заповедей, позволяет душе накапливать неиспользованный духовный потенциал, который употребляется ею для восприятия мира своими истинными чувствами. Когда же чувства души обостряются, становится возможным восприятие Божьих откровений и общение с Его посланниками – ангелами.

         Примечание: Люди, пребывающие в болезненной зависимости от необходимости постоянно удовлетворять чувствам своего тела, часто пытаются обвинить Бога в том, что Он запрещает им получать подобные удовольствия. Однако их обвинения совершенно необоснованны. Если бы Бог и в самом деле не хотел, чтобы мы получали удовольствия от деятельности чувств тела, то Он никогда не дал бы нам физическое тело. Господь Бог является создателем нашего организма. Естественно, как Создатель, Он знает о том, какие условия эксплуатации человеческого тела самые приемлемы, а какие допускать не следует. Так вот чтобы бы мы могли насладиться жизнью в этом теле, и в то же время не утратить своей духовной от него независимости, Бог дал нам Свою инструкцию по эксплуатации, игнорирование которой ведет к быстрому выходу из строя всего организма. Обратите внимание, согласно книге Бытия, Адам жил девятьсот тридцать лет: «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» [Быт.5:5]. Но если бы Адам не согрешил, то он бы и не умер. И все же его век не может сравниться с нашим. Но сколько более грешны мы? Так вот насколько больше Адама согрешаем мы перед Богом, настолько и век наш короче.

         Думаю, что с приведенным мною примером может не согласиться только глупый человек. Однако сегодня довольно трудно найти такого глупца, который стал бы игнорировать инструкции по эксплуатации, данные например, для телевизора, телефона, автомобиля и т.п. Согласитесь, ведь глупо игнорировать эти инструкции, потому что, в конечном счете, устранение поломок или выход устройства из строя придется устранять за свой счет.

         Заметьте, Господь Бог не навязывает человеку исполнение Его рекомендаций по эксплуатации физического тела. Однако тот человек, который игнорирует эти рекомендации, рано или поздно начинает пожинать плоды своей безрассудной деятельности. Его поражают самые разнообразные болезни и т.п. Но если бы только такой человек делал вред себе самому, то не было бы смысла привлекать его к ответственности, но на самом деле все происходит как раз наоборот. Беззаконник, согрешая сам, вовлекает в грех и других людей, а за это он обязательно будет отвечать в свое время: «Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» [Лк.17:1-2].

         5       и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.

         6       Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей.

            Божьи видения могут представлять собой некие образные картины, которые требуют истолкования. Но в этих видениях Бог никогда не показывает небожителей – Ангелов, потому что историю творят не они, а люди.

В этом видении перед пророком Даниилом предстает не дух, ибо духу нет нужды облекаться в одежду, сшитую изо льна. Также ангелы не украшают себя золотом, которое есть украшение для людей, живущих на земле, ибо они облекаются славой Божией. Так что здесь пророк Даниил описывает не ангельское существо, а реального человека.

         Пророк Даниил сравнивает вид тела этого мужа с топазом. Топазы бывают винно-желтого, голубого, розового и других цветов, иногда бесцветные или многоцветные. Но  в нашем случае приемлемы только те, которые могут соответствовать цвету кожи человека.

         Известны три вида рас - негроидная(негро-австралоидная), европеоидная(евразийская, кавказоидная) и монголоидная(азиатско-американская), которые принято называть большими расами. Если бы этот человек имел бы отношение к негроидной или монголоидной расам, то пророк Даниил не смог этого не заметить, а, следовательно, он непременно отметил бы в своем видении, характерные для их представителей внешние признаки. Если пророк Даниил подобных дополнений не сделал, значит, муж, представший в видении перед ним, может принадлежать только к той расе, к которой принадлежал он сам.

         Здесь вы сами можете видеть один из видов топаза. Думаю, нет смысла говорить о том, что  тело мужа в льняной одежде имело какой-то иной оттенок. Кожа белого человека, может приобретать оттенок подобный тому, который имеет представленный на рисунке топаз. 

         Пророк Даниил описывает лицо мужа, имеющим вид молнии. Здесь предполагается не цвет лица, а скорее его выражение. И в этом случае у нас не остается иного выбора, как представить вид справедливого негодования на грешников, читаемого в выражении лица этого мужа. Кстати, выражением эмоций обладает только человеческое лицо. Что же касается ангелов, являющихся бесплотными существами, то их лица не могут выражать эмоций, проявляющихся благодаря сокращениям мышц физического тела. И подобные выводы позволяют нам лишний раз убедиться в том, что перед пророком Даниилом предстал не ангел, а именно человек.

         Нет ничего сверхъестественного и в описании глаз мужа: «очи его - как горящие светильники». Нет смысла сравнивать буквально сияние глаз мужа со светом, исходящим от светильника. Характеризуя взгляд мужа в льняной одежде, пророк Даниил, скорее говорит подобии его взгляда свойствам, которыми обладает свет.

Посмотрите в глаза лжеца или нарушителя порядка, которые уличены в содеянном преступлении. Испытывая угрызения совести, они всегда стараются увести в сторону свой взгляд. Но взгляд честного человека, всегда прям, в чем обнаруживается его подобие солнечному свету, который наиболее хорошо освещает предметы, попадающие под его прямые лучи.  

         Теперь рассмотрим следующие слова: «руки его и ноги его по виду - как блестящая медь». Надо полагать, что здесь имеются ввиду открытые участки рук и ног. То есть описание рук и ног следует относить к ладоням и стопам. Но как известно, цвет именно этих участков рук и ног очень сильно зависит от того насколько хорошее здоровье у их обладателя. Кожа ладоней и стоп человека, обладающего отменным здоровьем, как раз имеет розовый цвет. Каждый может самостоятельно убедиться в справедливости моего утверждения если попытается провести самостоятельные исследования в этом направлении. Я только отметить, что у человека, действительно обладающего отменным здоровьем:

1. кожа ладоней и стоп мягкая (не грубая)

2. розовая (не белая и не желтая)

3. от стоп нет неприятного запаха

    Что касается блеска, то он обусловлен потовыделением на поверхности ладоней и стоп, интенсивность которого зависит не только от внешних температурных условий, но также от эмоционального состояния человека.

    Так что цвет кожи рук и ног человека вполне может выглядеть как блестящая медь.

         Ну а как, насчет вида ангелов в этом случае?

         Духовное тело ангела ни в коем случае не может обладать ни цветом ни отражающей способностью, поскольку оно не является препятствием на пути прохождения лучей света.

         И, наконец, что касается голоса речей этого мужа, который «как голос множества людей». Думаю, что здесь также не стоит искать сходства в голосе мужа с звучанием голосов множества людей. Скорее пророк Даниил имел в виду силу голоса. Ведь рев толпы способен создавать много шума. Однако голос этого мужа обладал силой, способной сделать его услышанным.

         Кому же принадлежит этот голос?

         Вот свидетельство пророка Исайи: «Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их» [Ис.42:13-16].

         Итак, пророк Даниил видел Господа, Который вышел на войну против нечестивцев не как бесплотный ангел, а как муж. Дальше - больше.

         7       И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.

         Видение, показанное пророку Даниилу, не может считаться бреднями человеческого ума. Ведь если бы это было так, то народ, который находился вокруг него, не впал бы в такое смятение.

Как видно из описания, никто кроме самого пророка не мог видеть Божьего видения, однако ж, люди почувствовали страх, ощутив силу видения, показываемого Даниилу, иными чувствами.

         Какой же страх нападет на тех людей, которые своими глазами смогут увидеть все это, если даже не видевшие грозного мужа и не слышавшие его речей, пришли в великое смятение?

         8       И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.

         9       И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.

         Что же это за такое страшное видение, что оно своим видом оно смогло привести в оцепенение даже пророка Даниила?

         Ни одно из прежде показанных ему видений, не вызывало в нем подобной реакции чувств. Значит, данное видение сильно отличалось от всех других. А дело в том, что это видение имеет отношение к последним временам, которые будут самыми страшными по сравнению со всеми другими временами, имевшими место в истории человечества.

         10     Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.

         11     И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.

         Кто это ангел или человек, который послан к Даниилу объяснить смысл страшного видения?

         Нигде выше в этой главе еще не было сказано о посещении ангела. Быть может, мы сумеем выяснить это из того, что будет сказано дальше?

         12     Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.

         Посланник явился Даниилу после истечения трех седмиц (21 день) лишал себя вкусной пищи, о чем был сказано выше (см. стихи 2-3).

         13     Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.

         14     А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням'.

         Принимая во внимание слова того, кто предстал перед пророком Даниилом, можно предположить, что он является ангелом, который удерживал натиск войск Персидского царя в течение двадцати одного дня. Скорее этим ангелом был Гавриил, который уже приходил чтобы объяснить ему видение, описанное в восьмой главе.

К какому же времени относятся времена, когда муж Гавриил будет удерживать Персидского царя?

         Он говорит о том, что это видение относится к отдаленным дням и последним временам, то есть ко времени описанному в книге апостола Иоанна Богослова.

         Теперь давайте вспомним о видении, показанному пророку Даниилу в бытность Вавилонского царя Валтасара, которое также относится к последним временам. А в нем было сказано: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский» [Дан.8:20]. Из двух царей, указанных в том видении, второй (Персидский), который последний будет терроризировать страны Ближнего Востока, перед тем как падет перед царем Греческим: «А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь» [Дан.8:21]. Так что, муж Гавриил перед предстал пророком Даниилом, явившись ему из будущего, относящегося к последнему времени.

         15     Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел.

         16     Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.

         17     И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне'.  

         18     Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня

         19     и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня".

         20     И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.

         Выше я уже говорил о том, что сей муж, будет противостоять князю Персидскому, который второй после царя Мидии, продолжит агрессию в начатой Третьей Мировой войне. Так вот, когда царь Персии будет низложен, ангел Гавриил покинет страны Ближнего Востока, где будет очаг той войны. После чего на его место придет царь Греции. Как видно из сказанного ангелом Гавриилом, все описанное в этой главе происходит именно так, как было показано в видении пророка Даниила в бытность царя Валтасара [Дан.8:20-21].

         21     Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

         Видение мужа в льняной одежде, показанное пророку Даниилу (см. ст.Дан. Гл.10:5-9) , как вы могли убедиться никак в этой главе не объясняется. Однако обещание такого объяснения присутствует в этом стихе: «Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании». Естественно, если здесь есть обещание, то должно быть и объяснение.

         Для выяснения этого вернемся ко времени написания этой главы, а это был третий год правления царя Кира.

         Если внимательно изучить все главы книги пророка Даниила, то упоминание о муже в льняной одежде, не встречается больше ни в одной главе, кроме двенадцатой. К тому же именно в ней, можно найти также ответ и на вопрос о том, кто такой князь Михаил, который будет оказывать поддержку ангелу Гавриилу, который явился пророку Даниилу, чтобы объяснить ему смысл увиденного видения.

         Итак, толкование видения пророка Даниила, которое было описано им в этой главе, нужно читать в двенадцатой главе.

 

 написать письмо автору: Михаил

Назад

Rambler's Top100

Hosted by uCoz