Назад

Глава Одиннадцатая  

(видение относящееся ко временам от царя Дария до Антиоха Епифана - прообраза антихриста)

         1       Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением.

         Одиннадцатая глава является продолжением той мысли, которая была начата в девятой главе.

         Почему?

         Для того чтобы, в этом убедиться достаточно, обратить внимание на слова в начале этих глав, которые указывают на время их написания:

9 глава – «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским»[Дан.9:1].

11 глава – «Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением» [Дан.11:1]

         Обе главы одиннадцатая и девятая были написаны во время правления царя Дария (правил 522-486 до н. э),  в то время как написание десятой главы относится к времени правления его предшественника, царя Кира (правил 558 -530 до н. э): «В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.» [Дан.10:1]

         Если последовательность 9 и 11 глав, установить в соответствующем времени порядке, тогда станет понятно, кто стал опорой Дарию Мидянину с самого первого года его правления. Из текста девятой главы становится понятно, что эту поддержку Дарию оказывал муж, Гавриил, который явился пророку Даниилу, чтобы рассказать ему о том, чему надлежит быть в последующие времена.

         2       Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого.

         Здесь начинается пророчество о том, какие будут происходить в последующие после Дария Мидянина времена.

         О времени на протяжении, которого это пророчество должно будет исполниться, было сказано в девятой главе книги пророка Даниила: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» [Дан.9:24]. То есть речь идет о периоде времени протяженностью в 490 лет (70X70). Царь Дарий, во время правления которого пророку Даниилу была возвещена истина о будущем, в число трех указанных Персидских царей не входит.

         Кто же эти три царя?

         В истории остались свидетельства о правлении таких царей этой династии: Ксеркса (ок. 486-465 до н.э.), сына Дария I; Артаксеркса I (465-424 до н. э.), сына Ксеркса; Артаксеркса II (404-358 до н. э.); и Артаксеркса III (358-338 до н. э.).

         Согласно историческим свидетельствам Артаксеркс II был незаконно рожденным сыном царя Дария II, поэтому он, как и его отец, выпал из числа трех упоминаемых Ангелом Гавриилом царей.

         После первых трех царей, о которых было сказано выше, четвертым правил Дарий III (338-330 до н.э.), который когда умножил свое богатство пошел против царя Греческого, но не устоял, и был низвержен Александром Македонским.

         3       И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле.

         Могущественный царь – это Александр Македонский: «[1 Мак.1:1] После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, -[1 Мак.1:2] он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли.»

Его власть и в самом деле была очень велика. Его владения составили не только территории Персидского и Вавилонского царств, но также и земли, прилегающие к Индии, а на юге территории Египта: «И прошел до пределов земли и взял добычу от множества народов; и умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его. Он собрал весьма сильное войско и господствовал над областями и народами и властителями, и они сделались его данниками» [1 Мак.1:3-4]. Подобных завоеваний не было ни у Навуходоносора, ни у Кира, ни у Дария, ни даже у Римской Империи, которая приняла владычество над миром после него.

         Александр Македонский не был Божьим угодником, в расширении территории своих владений он преследовал только свою цель – достижение личного владычества над миром. Поэтому выше Ангел Гавриил и говорит о том, что Александр будет действовать по своей воле.

         4       Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих.

         Но правление Александра Македонского было недолгим: «Александр царствовал двенадцать лет и умер» [1 Мак.1:7]. После победы в походе в Индию, он вернулся в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией. Он еще планировал совершить завоевательный поход в Аравию и Северную Африку, но этому помешала внезапная смерть от малярии.

         После смерти Александра, его царство разрушилось на четыре царства: Царство Птолемеев (Египетское), Царство Антигонидов (Македонское), Царство Селевкидов (Сирийское царство), четвертую же часть составили земли за Индом, которые Селевк уступил царю Палиботры (Паталипутры) Сандрокотту (Чандрагулте) получив от него 500 слонов для войны против Антигона.

         Разделение царства Александра на четыре части соответствовало четырем частям света, которые называются здесь четырьмя ветрами. Царство Антигонидов находилось на западе, та часть, которая отошла к Индии была на востоке, Царство Селевкидов занимало центральное между двумя первыми двумя частыми, поэтому не будет ошибкой отнести его к северной части света, а Царство Птолемеев, относительно всех других находилось на юге.

Птолемей, Антигон и Селевк не были потомками Александра: «После того он слег в постель и, почувствовав, что умирает, призвал знатных из слуг своих, которые были воспитаны с ним от юности, и разделил им свое царство еще при жизни своей» [1 Мак.1:5-6].  И когда они разделили между собой его, то через это исполнились слова Ангела Гавриила, что царство его «не к его потомкам перейдет» (см. выше ст.4). Эти цари не имели той власти, которой обладал Александр, более того, вследствие их междоусобиц и эти три царства продолжали дробиться на более мелкие части.

         5       И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его.

         Первый царь царства Птолемеев был Птолемей I Сотер (Спаситель), который умер в 282 до н.э.

         Благодаря административным талантам Птолемея, сохранившего общий строй туземной жизни, Египет скорее всех других сатрапий оправился после грандиозной борьбы, начатой Александром.

         С самого начала Птолемей I сумел, путем гуманных и умных мероприятий, утвердить свою власть. Поэтому он поднялся и присоединил к Египту Кирену (308), в 306 г . принял царский титул, захватил Сирию и Ликию (которые после потерял), сделал попытку завоевать Коринф и Сикион, но скоро должен был позаботиться о защите Египта от нашествия Антигона. В 302 г . образовался союз Кассандра, Лизимаха, Птолемея и Селевка против Антигона. Битва при Ипсе (301) решила дело: Антигон пал и каждый из союзников сохранил свои владения. После этого Птолемей мало вмешивался в дела внешней политики, поскольку они не касались Египта.

         Когда речь заходит об одном из князей южного царя, то здесь имеется в виду сын Птолемея I - Птолемей II Филадельф, правивший с 283 – 247 до н. э. , наследовавший царство отца.

         Птолемей II Филадельф, своими делами превзошел отца. Он получил блестящее образование, но был склонен к изнеженности и жестокости. Во внешней политике он старался избегать борьбы и действовал путем ловких вмешательств и переговоров. Он снова приобрел Кирену, отданную для управления его брату Маге, путем обручения дочери Маги с сыном Филадельфа. Далее ему удалось, на время, приобрести кое-какие города и земли в Сирии. После второй сирийской войны (266 — 263) Птолемей удержал за собой Финикию, Ликию, Карию и много прибрежных городов (напр. Кавн, Ефес). Он вмешивался в дела Греции, с целью приобрести Кикладские о-ва и помешать возвышению Македонии (так называемая Хремонидова война, 266 г .). В видах коммерческих он поддерживал сношения и с Римом: оттуда получались сырые товары, перерабатывавшиеся на египетских фабриках. При его дворе мы встречаем множество известных ученых и поэтов того времени (Каллимаха, Феокрита, Манефона, Эратосфена, Зоила и др.). Птолемей II был большим библиофилом; при нем настолько увеличилась публичная библиотека, что при музее была основана новая. Он возвел много роскошных построек, строил города, устраивал празднества, реставрировал и украсил южный храм между Луксором и Карнаком.

         6       Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена.

         Птолемей II Филадельф (южный царь) в борьбе с Антиохом II (северным царем), присоединил к своему царству некоторые земли, принадлежавшие прежде царству Селевкидов. Но позже Птолемей заключил с Антиохом мир, и знак примирения отдал ему свою дочь Веронику. Однако этому союзу не суждено было удержаться долгое время. Первая жена Антиоха II, Лаодика, с которой он развелся с тем, чтобы жениться на Веронике, отравила его и возвела на престол Селевка II Калинника (246 – 226). Вероника же (см.«но преданы будут как она») вместе с ее сыном (см. «рожденный ею») были умерщвлены. Погибли и те люди, которые пытались помочь им.

         7       Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится.

Корнем царицы убиенной царицы Вероники являлся ее отец, Птолемей II Филадельф. Отраслью же от корня, то есть потомком Птолемея II Филадельфа, был его сын Птолемей III Евергет (247 – 221), который был родным братом Веронике.

8       Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного.

         Убийство дочери Птолемея II, Вероники, отданной замуж за Антиоха II, вызвало II-ю сирийскую войну (245 — 243) которую начал и кончил Птолемей III. Он победил Селевка II, пользуясь нерасположением к нему азиатских городов, и присоединил к Египту Сирию, Киликию и южноионические города, только мятеж в Египте заставил его окончить войну, которая дала ему в добычу 40000 талантов серебра и массу драгоценной утвари. В числе добычи были священные изображения египтян, отнятые Камбизом при покорении Египта: за возвращение их Птолемей III и получил прозвание Евергета (благодетеля).

         9       Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю.

         Побежденный во второй сирийской войне Селевк II Каллиник начал третью Сирийскую войну, которая была неудачна для Сирии. Потерпев поражение, Селевк II вступил в союз с братом своим Антиохом Гиераксом, вследствие чего Птолемей III Евергет заключил с ним мир на 10 лет. Вскоре, однако, Антиох Перакс начал войну с Селевком II, который, как передают, пал в битве; по другому свидетельству, он погиб в сражении с Митридатом при Анкире.

         10     Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его.

         Правление Селевка II было несчастливо в сфере как внутренних отношений, так и внешней политики. Почти вся Малая Азия и южные земли территории Селевкидов уже не принадлежали могущественной некогда династии: Селевк II оставался господином лишь северной части внутренней Сирии (до Персеполя и Экбатан), равнин Кидикш и Приморской Лаодикеи.

         После Селевка II правил его сын - Селевк III Керавн или Сотер (226 — 222). С помощью одного из своих родственников, Ахея, он отвоевал у пергамского царя значительную часть Малой Азии, но вскоре был убит.

При Антиохе III великом (222 — 187) монархия Селевкидов сначала вернула свое прежнее политическое значение и могущество. Антиох отнял Палестину и Финикию) у Птолемеев, покорил парфян, бактрийцев и индийцев и заявил притязания на все земли к 3 от Тавра и по берегам Геллеспонта.

         11     И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его.

         Птолемей IV Филопатор (221 — 204), южный царь, принял престол и монархию потерявшими наполовину свой прежний блеск. Государи стали более ценить чувственный покой и наслаждения, и мало заниматься делами. Филопатор был жесток, развратен, вследствие чего получил, между прочим, прозвание Трифона (изнеженного), и был трезв лишь, когда совершал богослужение. Большое влияние на дела приобрела любовница царя Агатоклея и другие гетеры. Он писал трагедии (напр. “Adonis”) и воздвиг храм в честь Гомера, где изображение великого поэта было окружено изображениями 7 городов, споривших за честь быть его родиной. Как раз в это время Македония достигла апогея своего могущества в Элладе, а Антиох III стремился к возвышению Сирии.

         Слова «и раздражится южный царь, и выступит, и сразится с ним, с царем северным», указывают на столкновение войск египетского царя - Птолемея IV, с войсками сирийского царя - Антиоха Ш.

12     И ободрится войско, и сердце [царя] вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее.

При столкновении с Сирией Египет потерял несколько городов (Тир, Птолемаиду); Палестина также перешла обратно во владение Сирии. В 217 г . египтяне одержали победу при Рафии над Антиохом, но она ничего не дала Египту. 

         13     Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством.

         В 200-198, опираясь на союз с царем Македонии Филиппом V, Антиох III отвоевал у Египта Южную Сирию и Финикию.

         14     В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут.

         Преемником Филопатора был сын его Птолемей V Епифан (204 — 181), который еще 4-летним мальчиком был отдан для охраны римлянам. Опекун его Агафокл старался было овладеть властью, но ему не удалось это; по смерти Агафокла Тлеполем также неудачно захватил регентство в свои руки. Эпифан всю свою жизнь оставался орудием в рукам своих министров. Македония и Сирия следили за упадком своего некогда могучего соседа: Оракия, Финикия и Келесирия отошли от Египта. На стороне Антиоха III против Египта, также выступали и евреи, которые поддерживали его.

15     И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять.

         16     И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стан свой, и она пострадает от руки его.

         17     И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того.

         Римляне, однако, вступились за Птолемея V Епифана, и благодаря их вмешательству он сочетался браком с Клеопатрой, дочерью Антиоха III. Жрецы были расположены к Епифану, вследствие освобождения их от податей и внимания, с которым он относился к культу и их сословию. В 194 г . над ним был совершен в храме Фта (в Мемфисе) священный обряд восшествия на престол.

         18     Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него.

         После выданья своей дочери, Клеопатры, Антиох Ш продолжил свои завоевательные походы, но теперь в другом направлении. Попытка прочно утвердиться в западной части Малой Азии и Фракии, восстановив тем самым монархию основателя династии — Селевка I в полном объеме, привела его к столкновению с Римом. В 192 Антиох высадился в европейской Греции, но уже через год потерпел поражение при Фермопилах и был вынужден вернуться в Азию. В 190 он был наголову разбит римлянами в битве при Магнезии, после чего по Апамейскому мирному договору 188 был вынужден отказаться от Малой Азии и уплатить Риму огромную контрибуцию. Другим, еще более катастрофическим для Селевкидов следствием Апамейского мира, было окончательное отпадение Мидии Атропатены, Парфии и Греко-Бактрии.

         19     Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его.

В 187 Антиох, испытывая острый недостаток средств, необходимых ему для выплаты контрибуции римлянам, попытался конфисковать сокровища храма Бела в Элимаиде (в Хузистане), но был убит местными жителями.

         20     На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении.

         После смерти Антиоха III, его место занял Селевк IV (187 – 175 до н.э.), который был убит узурпатором Гелиодором.

         21     И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством.

         Затем, согласно историческим современным историческим справочникам, к власти пришел Антиох IV Епифан..

         Согласно историческим справочникам Антиох Епифан царствовал в период с 175 по 164 до н. э. Однако если придерживаться книги Маккавеев: «И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» [1 Мак.1:10], то, считая начало царства Греческого с первого года Александра Македонского, Антиох Епифан воцарился в:

         323 – 137 = 186 до н.э.

         Что нам это дает?

         Пока отметим то, что правление Антиоха Епифана началось еще при жизни Египетского царя Птолемея V Епифана (204 — 181 до н.э.).

22     И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета.

         23     Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом.

         «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло». [1 Мак.1:11-15]

         24     Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени.

         25     Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство.

Сирийский царь Антиох IV вторгся в Египет. Птолемей V Епифан (204 — 181) попытался оказать сопротивление агрессии с севера, но обратился в бегство: «Когда Антиох увидел, что царство укрепилось, предпринял воцариться над Египтом, чтобы царствовать над двумя царствами, и вошел он в Египет с сильным ополчением, с колесницами, и слонами, и всадниками, и множеством кораблей; и вступил в сражение с Птоломеем, царем Египетским; и убоялся Птоломей от лица его и обратился в бегство, и много пало раненых» [1 Мак.1:16-18].

Антиох Епифан ограбил храмы и хотел короноваться в Мемфисе царем Египта; но александрийцы возвели на престол брата Фидометора, Птолемея Евергета.

26     Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых.

         Вот теперь пришло время вернуться к вопросу о том, чем важна такая, казалось бы, мелочь как совпадение правления Антиоха IV Епифана и Птолемея V Епифана. А дело в том, что когда оба эти царя столкнулись, то победа Антиоха стала возможной еще и потому, что царя Птолемея предали его же приближенные, с которыми он делил свою трапезу. Именно эти предатели подсыпали Птолемею яд в пищу, от которого он и умер в 181 году до н.э.

         27     У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени.

         Надо полагать, что Антиох IV и Птолемей V, могли вести между собой переговоры, которые, впрочем, были исполнены лжи, которая не принесла успеха ни одному из них.

         28     И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святаго завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю.

         Ополчения Антиоха Епифана «овладели они укрепленными городами в земле Египетской, и взял он (Антиох Епифан) добычу из земли Египетской. После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году (179 до н.э.) и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением». [1 Мак.1:19-20]

29     В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний [поход] не такой будет, как прежний,

         30     ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета.

         31     И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения.

Антиох Епифан «вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал. Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие отыскал. И, взяв всё, отправился в землю свою и совершил убийства, и говорил с великою надменностью. Посему был великий плач в Израиле, во всех местах его. Стенали начальники и старейшины, изнемогали девы и юноши, и изменилась красота женская. Всякий жених предавался плачу, и сидящая в брачном чертоге была в скорби. Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом. По прошествии двух лет послал царь начальника податей в города Иуды, и он пришел в Иерусалим с большою толпою; коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом». [1 Мак.1:21-32]

         32     Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать.

         «Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью. И было это постоянною засадою для святилища и злым диаволом для Израиля. Они проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли святилище. Жители же Иерусалима разбежались ради них, и он сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его. Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его - в поношение, честь его - в уничижение. По мере славы его увеличилось бесчестие его, и высота его обратилась в печаль. Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти. Согласно этому, писал он всему царству своему и поставил надзирателей над всем народом, и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе. Собрались к ним многие из народа, все, которые оставили закон, - и совершили зло в земле; и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его. В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали курения, …  И был весьма великий гнев над Израилем» [1 Мак.1:33-64].

         33     И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа;

         «В те дни восстал Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова, священник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модине. У него было пять сыновей: Иоанн, прозываемый Гаддис, Симон, называемый Фасси, Иуда, прозываемый Маккавей, Елеазар, прозываемый Аваран, Ионафан, прозываемый Апфус» [1 Мак.2:1-5].

         34     и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно.

«И пришли от царя в город Модин принуждавшие к отступничеству, чтобы приносить жертвы. И многие из Израиля пристали к ним; а Маттафия и сыновья его устояли. И отвечали пришедшие от царя и сказали Маттафии: ты вождь, ты славен и велик в этом городе и имеешь опору в сыновьях и братьях. Итак, приступи теперь первый и исполни повеление царя, как сделали это все народы и мужи Иудейские и оставшиеся в Иерусалиме, и будешь ты и дом твой в числе друзей царских, и ты и сыновья твои будете почтены и серебром, и золотом, и многими дарами. И отвечал Маттафия, и сказал громким голосом: если и все народы в области царства царя послушают его и отступят каждый от богослужения отцов своих, и согласятся на повеления его, то я и сыновья мои и братья мои будем поступать по завету отцов наших. Помилуй нас Бог, чтобы оставить закон и постановления! Не послушаем мы слов царя, чтобы отступить нам от нашего богослужения вправо или влево. Когда перестал он говорить эти слова, подошел муж Иудеянин пред глазами всех, чтобы принести по повелению царя идольскую жертву на жертвеннике, который был в Модине. Увидев это, Маттафия возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике. И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник. И возревновал он по законе, как это сделал Финеес с Замврием, сыном Салома. И воскликнул Маттафия в городе громким голосом: всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною! И убежал сам и сыновья его в горы, оставив всё, что имели в городе». [1 Мак.2:15-28]

         35     Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока.

«Тогда многие, преданные правде и закону, ушли в пустыню и оставались там, сами и сыновья их, и жены их, и скоты их, потому что умножились беды над ними. И возвещено было мужам царским и войску, находившемуся в Иерусалиме, городе Давидовом, что некоторые мужи, нарушив царское повеление, ушли в сокровенные места в пустыне. И погнались за ними многие и, настигнув их, ополчились, и выстроились к сражению против них в день субботний, и сказали им: теперь еще можно; выходите и сделайте по слову царя, и останетесь живы. Но они отвечали: не выйдем и не сделаем по слову царя, не оскверним дня субботнего. Тогда поспешили начать сражение против них. Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас. Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ. Когда узнал о том Маттафия и друзья его, горько плакали о них» [1 Мак.2:29-39].

         36     И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится.

         37     И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех.

         38     Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями,

         39     и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду.

Сирийцы отличались живым умом, склонностью к удовольствиям и нравственной распущенностью; типичный образец сирийского характера представлял собой Антиох IV Епифан.

         40     Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них.

         41     И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых.

         42     И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская.

Не трудно заметить насколько большее, по сравнению со всеми царями, которые правили после царя Дария, внимание было уделено Ангелом Гавриилом описанию Антиоха Епифана.

Исторически сложилось так, что Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир более чем через полтора столетия после смерти Антиоха Епифана.

Но тогда почему Ангел Гавриил завершил свое повествование о грядущих после правления царя Дария временах на личности Антиоха Епифана?

Здесь дело в том, что Антиох Епифан явился первообразом грядущего антихриста, который воцарится над миром в последние времена.

Со времени царя Дария и до рождества Господа нашего Иисуса Христа, время правления Антиоха Епифана стало самым страшным для народа Израильского. И поэтому Господь Бог послал Своего Ангела Гавриила рассказать пророку Даниилу о предстоящих еще для еврейского народа испытаниях.

Антиох Епифан своим гонением на религию Иеговы заставил сплотиться партию закона или хасидимов, под знаменем борьбы за национальность и веру. После смерти Антиоха Епифана жизнь Божьего народа стала несколько легче. Свои плоды приносило движение, начатое Маккавеями.

Иуда Маккавей в 164 году до н.э. захватил Иерусалим. Блистательные подвиги Маккавеев (167 – 37), заставившие Сирию в 140 г . призвать полную политическую самостоятельность Иудеи, сделали хасидимов полными духовными вождями ими освобожденного народа.

Многие исторические события, описываемые в Библии, являются прообразом и ключом к пониманию ее пророчеств о будущих временах. Так, например, вывод пророком Моисеем еврейского народа из Египетского стал прообразом будущего исхода народа Божьего под предводительством князя Михаила из России в землю Обетованную. А потопление фараонова войска, есть прообраз гибели войска антихристова в озере огненном, которое упоминается в книге Откровения апостола Иоанна Богослова. Подобное значение также имеет и подвиг Маккавеев, являющегося прообразом будущего религиозно-освободительного движения, которое начнется из России под предводительством князя Михаила, который в свое время по Божьему замыслу явится из среды народа. 

43     И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним.

         44     Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих,

         45     и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему.

В конце своего царства Антиох узнает о том, что народ Божий, который, казалось был совершенно низложен им, воспрянул. И в этом он увидел могущество Бога израильтян, Который их спасает. После этого его постигло великое смущение. Он, наконец, осознал, что все бедствия, которые его постигли, случились с ним из-за того, что он выступал против Бога и Его народа. Вскоре после этого Антиох сложил с себя свои полномочия, передав их своему другу Филиппу, которому и вверил воспитание своего сына, а сам в скором времени умер.

«Тогда пришел некто к нему в Персию с известием, что ополчения, ходившие в землю Иуды, обращены в бегство, что Лисий ходил с сильным войском впереди всех, но был поражен [Иудеями], и они усилились и оружием, и войском, и многими добычами, которые взяли от пораженных ими войск, и что они разрушили мерзость, которую он воздвиг над жертвенником в Иерусалиме, а святилище по - прежнему обнесли высокими стенами, также и Вефсуру, город его. Когда царь услышал слова сии, сильно испугался и встревожился, упал на постель и впал в изнеможение от печали, что не сбылось так, как он желал. И много дней пробыл он там, ибо возобновлялась в нем сильная печаль; он думал, что умирает. И созвал он всех друзей своих и сказал им: удалился сон от глаз моих, и я изнемог сердцем от печали. И сказал я в сердце моем: до какой скорби дошел я и до какого великого смущения, в котором нахожусь теперь! А был я полезен и любим во владычестве моем. Теперь же я воспоминаю о тех злодеяниях, которые я совершил в Иерусалиме, и как взял все находившиеся в нем золотые и серебряные сосуды и посылал истреблять обитающих в Иудее напрасно. Теперь я познаю, что за это постигли меня эти беды, - и вот, я погибаю от великой печали в чужой земле. И призвал он Филиппа, одного из друзей своих, и поставил его правителем над всем царством своим; и дал ему венец и царскую одежду свою и перстень, чтобы он руководил Антиоха, сына его, и воспитывал его для царствования. И умер царь Антиох в сто сорок девятом году» (174 до н.э.). [1 Мак.6:5-16]

 

 написать письмо автору: Михаил

Назад

Rambler's Top100

Hosted by uCoz